Обычай белого человека

 
У Джека Лондона в рассказе Обычай белого человека приводится занимательный диалог между белым человеком и стариком индейцем по имени Эббитс:
 
"Эббитс словно очнулся от сна и с трудом выпрямился.
     - Красть нехорошо, - сказал он. - Если собака  утащит  у  тебя  кусок мяса, ты бьешь ее палкой. Таков закон. Этот закон  человек  установил  для собаки, и собака должна его соблюдать, иначе палка  причинит  ей  боль.  И когда другой человек украдет  у  тебя  мясо,  или  челнок,  или  жену,  ты убиваешь этого человека. Таков закон, и он справедлив. Воровать  нехорошо, поэтому закон говорит: вору - смерть!  Кто  нарушает  закон,  должен  быть наказан. А самая страшная кара - смерть.
     - Но почему же человека вы за кражу убиваете, а собаку нет? - спросил я.
     Старый Эббитс посмотрел на меня с  искренним  изумлением,  в  котором было что-то детское, а Зилла насмешливой улыбкой дала мне понять, как  мой вопрос глуп.
     - Да, вот так думают белые люди! - заметил Эббитс.
     - Они глупы, эти белые! - отрезала Зилла.
     -  Так  пусть  же  старый  Эббитс  поучит  меня,   белого   человека, уму-разуму, - сказал я смиренно.
     - Собаку не убивают, потому что она должна тащить  нарты.  А  человек никогда не тащит нарты другого человека, и потому, если он провинился, его можно убить.
     - Вот оно что! - пробормотал я.".

Comments

Popular posts from this blog

По дороге в Зилаир